+375 17 516-80-73     +375 17 516-80-74    +375 17 500-45-37     usitminobl@minsk-region.gov.by Беларусь, Минск, ул. Чкалова, 5
Объекты

№1 | N


Загрузка карты ...

Иешива

Первые сведения о евреях в Воложине относятся к середине XVI века. По переписи 1766 года, в кагале числилось 383 еврея. К началу 1890-х годов около 2 тысяч евреев Воложина составляли более 70 % населения местечка.

Наиболее благоприятным для евреев Воложина был период, когда местечком владел граф Иосиф Тышкевич – с 1803 по 1840 годы. В 1809 году он выдал евреям конвенционный документ и инструктарь, которые гарантировали им ряд прав и устанавливали приемлемые размеры налогов. Кроме того, очень выгодными для евреев были следующие положения: «Все пляцы, которыми владели евреи, а также находящиеся на них дома, солодовни, винокурни, лавки, словом всякого рода строения, как существующие, так и впредь могущие построиться должны считаться полною собственностью евреев и их наследников, за что они обязаны уплачивать ежегодно чинш; от чинша освобождаются места, занимаемые синагогою, училищем, госпиталем, банями, кладбищем».

Мещане Воложина были на 100 % евреями. В 1900 году Виленский губернатор очередной раз просил вышестоящие инстанции утвердить в должностях мещанского старосты и членов мещанской управы евреев, так как «Воложинское мещанское общество состоит исключительно из евреев, и мещан-христиан вовсе нет».

В межвоенное время евреи по-прежнему были значительной частью населения Воложина и имели своих представителей в магистрате города.

Согласно официальной статистике местной губернской администрации в 1868 году в Воложине существовали 3 молитвенные школы: 1 каменная и 2 деревянные. По переписи 1897 года у евреев Воложина были 1 синагога и 4 молитвенных школы.

На территории Восточной Европы первое высшее духовное училище, занимающееся подготовкой раввинов, появилось в Воложине. Иешива стала известна как место подготовки проживания великих раввинов, известных всему миру, в том числе и главного раввина Израиля Рэбхай Кука. Инициатором создания Воложинской Иешивы, известной также как «Эм Ха-Ешивот», что в переводе с иврита означает «мать иешив», был Илия-гаон – один из ярких представителей ортодоксального еврейства, признанный духовный авторитет, основоположник литовского направления в иудаизме. По его замыслу преподавателем иешивы должен был стать лучший ученик Хаим Воложинский. Так Воложин стал центром, где еврейские юноши на протяжении столетия получали необходимые им знания и образование, местом изучения Талмуда, воспитания духовной элиты и подготовки учёных к почётному званию раввинов.

Хотя работы по открытию иешивы начались ещё в 1803 году, официально она начала функционировать в 1806 году. Первоначально Воложинская иешива приняла около десяти юношей, но очень быстро учебное заведение стало по-настоящему популярным и сюда стали приезжать молодые люди со всего мира. Конечно, не обошлось и без проблем: за время существования по тем или иным причинам иешива неоднократно закрывалась, но затем снова возрождалась и развивалась, обучая до 400 человек. Это было учебное заведение с очень строгими правилами и мощными традициями. Сюда принимали далеко не всех, а лишь тех, кто проявил особые способности в толковании Талмуда. Все ученики находились на полном материальном обеспечении. В школе был строгий и напряжённый режим, не позволявший расслабляться: в 8 часов утра все ученики обязаны были принять участие в коллективной молитве, затем – завтрак и в период с 10 до 13 часов – изучение Талмуда, снова молитва и до 20 часов – время занятий. По окончании вечерней молитвы и ужина некоторые ученики продолжали занятия, другие отдыхали до 3-х часов ночи, а потом снова принимались за учёбу.

Сохранившееся здание иешивы было построено в 1806 году (по другим данным, возведено после пожара 1865 года). После Второй мировой войны здание было приспособлено под ресторан. В 1998 году в ходе визита экс-премьера Израиля Шимона Переса, выходца из м. Вишнева, была достигнута договоренность о реконструкции к 200-летию здания. В настоящий момент оно находится в собственности Иудейского религиозного объединения Республики Беларусь. На здании установлена памятная доска. В 2010 году Национальный банк Республики Беларусь выпустил серебряную памятную монету достоинством 10 рублей, посвященную Воложинской иешиве.

Примечательно то, что наряду с обязательными занятиями, непременным условием для всех учеников было самообразование.

Официальная дата закрытия иешивы – 1896 год, когда по требованию правительства программа преподавания предусматривала введение русского языка, светских предметов и ограничения времени учёбы до 11 часов. Фактически деятельность училища продолжалась вплоть до 1939 года, а финал был достаточно трагичен: последние 60 учеников вместе с главой иешивы в 1941 году были расстреляны фашистами вблизи города. Само же здание, к счастью, сохранилось, и было передано еврейской общине в наши дни.

Основатель иешивы раввин Хаим Воложинский похоронен в центре города на кладбище XVI века. Здесь же находятся шесть братских могил евреев, которые были расстреляны фашистами в годы Великой Отечественной войны и останки жертв нацизма, которые были обнаружены в ходе реставрации столичной площади Независимости.

Воложинская иешива – часть богатой истории еврейского народа. Она сегодня абсолютно закономерно входит в большинство экскурсионных маршрутов и служит местом паломничества евреев.

Среди ее выпускников духовные лидеры еврейства, культурные и общественные деятели, среди которых поет Хаим Бялик (1873 – 1934), с юмором запечатлевший атмосферу иешивы в поэме «Ха-матмид» («Подвижник»)

Хаим бен Ицхак Воложинер (1749 гогд, Воложин – 1821 год, там же), раввин и педагог, ученик Виленского гаона Элияху бен Шломо Залмана, основатель иешивы, ведущий религиозный авторитет ортодоксального еврейства начала XIX века, самый большой труд Воложинера «Нефеш ха-хаим» («Основа жизни») издан посмертно в 1824 году.

Хаим ха-Леви Соловейчик (1853, Воложин, – 1918, Отвоцк, Польша), выдающийся раввинистический ученый и глава иешивы в XIX – XX вв. При жизни Соловейчик не опубликовал ни одной работы, – его учение и способ преподавания передавались в литовских иешивах из уст в уста через его учеников. Лишь незначительную часть своих новелл, те, которые он считал абсолютно проверенными, Соловейчик изложил в письменной форме. Эти записи были изданы посмертно под названием «Хиддушей раббену Хаим ха-Леви» («Новеллы нашего учителя Хаима ха-Леви»), эта книга стала основополагающей в литовских иешивах. Метод изучения Галахи, предложенный Соловейчиком, состоящий в предпочтении глубины исследования его широте, продолжает господствовать в иешивах «литовского типа» по сей день.

Берлин Нафтали Цви Иехуда (1817 год, Мир – 1893 год, Варшава), один из ведущих раввинов своего поколения. В 1854 году Берлин возглавил иешиву в Воложине, превратив ее в духовный центр восточноевропейского еврейства. Создатель высокоавторитетных сочинений традиционно-религиозного характера, в том числе комментариев к Торе.

Характеристики объекта

Виды туризма

Исторический

Религиозный

Тип объекта

Религиозные объекты